Термин «добросовестность налогоплательщика» существует и широко применяется уже не первый год, как налоговиками, так и в судебной практике, ни смотря на то, что в законодательстве он не закреплен. Хуже то, что данное понятие используется в основном с приставкой «не-», и познакомиться с ним лично могут даже те фирмы или ИП, которые сами исправно платят налоги и отчитываются перед ИФНС. Дело в том, что поставить под вопрос правильность расчета бюджетных платежей может сомнительная репутация контрагента, в результате чего бизнесмену фактически приходится отвечать за чужую недобросовестность.
На что обращают внимание контролеры
Для начала немного налоговой теории. Недобросовестность контрагента может привести к печальным последствиям в двух случаях: при проверке обоснованности применения вычета при расчете НДС и при контроле состава расходов, принятых при расчете налога на прибыль или единого «упрощенного» налога. Для ИП на общей системе в этой связи также актуальна проблема уменьшения за счет расходов базы по НДФЛ.
Дело в том, что обоснованным вычет по НДС является, если соблюдается три условия. Казалось бы, проконтролировать их легко: товары, работы или услуги должны быть приобретены для использования в облагаемых этим налогом операциях, приняты надлежащим образом к учету у налогоплательщика-покупателя, а суммы вычета по ним – оформлены соответствующим корректным счетом-фактурой (ст. 169, 171 и 172 НК РФ).
Похожие требования прописаны в статье 252 Налогового кодекса, которая применяется как «общережимными» организациями, так и «упрощенцами» со ставкой 15% при определении собственных затрат. Представленные в ней положения предполагают, что расходы, уменьшающие «прибыльный» налог, должны быть экономически обоснованны, направлены на получение дохода и документально подтверждены соответствующим образом оформленными накладными или актами.
Любой первичный документ или счет-фактура должны содержать обязательные реквизиты обоих сторон сделки. И разумеется если любой из них будет отсутствовать или содержать ошибку, для налоговиков это будет поводом снять вычет или расходы, объявив сделку ненадлежащее оформленной. Аналогичная судьба постигнет документы с допущенными ошибками в арифметике, или подписью не уполномоченного на то лица.
На этом границы возможных претензий налоговиков не заканчиваются. Бывает так, что документы составлены без ошибок, но их происхождение все равно вызывает сомнения у проверяющих. Так, неминуемо приведет к доначислению налогов, пеням, и возможно штрафам встречная проверка, в ходе которой окажется, что ваш продавец не подавал отчетность, представлял нулевые декларации или спорная сделка не была отражена у него в реализации. Подозрение может вызвать фирма-продавец, с которой осуществлялись единичные сделки, особенно если она была зарегистрирован незадолго до заключения договора. А ее отсутствие по юридическому адресу лишь усугубит положение.
Все зависит от степени тяжести и… мнения судей
Итак, перечисленные основания, по которым фирма может «попасть» на доначисление налогов из-за своего недобросовестного контрагента, довольно разные по степени тяжести. Но как показывает практика, налоговые инспекторы не заинтересованы разбираться в смягчающих обстоятельствах. В итоге под одну гребенку идут и случайные ошибки в счетах-фактурах или накладных, и сделки с фирмами-однодневками. Другое дело арбитражная практика. Мнения судей в этом вопросе весьма рознятся в зависимости от обстоятельств, что находит свое отражение в различных решениях ФАС.
Основательной базой, на которой по данному вопросу строят свои суждения арбитры, является Постановление Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 года № 53. В нем говорится, что факт нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения необоснованной налоговой выгоды (то есть доказательством неправомерности применения вычета по НДС или отнесения тех или иных затрат на уменьшающие налог расходы). Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если будет доказано, что фирма действовала без должной осмотрительности и осторожности или ей должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом. Проще говоря, следуя известной пословице «доверяй, но проверяй», бизнесмены могут значительно снизить собственные риски нарваться на недобросовестного партнера.
Соблюдая принцип осмотрительности
Прежде всего отметим, что на сегодняшний день бизнесменам предлагаются самые широкие возможности по онлайн-проверке данных о партнере. Так, на портале ФНС можно сделать запрос в реестр юридических лиц, что называется, не выходя из офиса, также запроса выписки из единого реестра доступен всем пользователям сервиса «Моё дело» . Кроме того, на сайте представлены базы данных по сомнительным юридическим адресам, и соответственно приписанным к ним фирмам. Реестр недобросовестных поставщиков и подрядчиков опубликован и на сайте ФАС России.
Впрочем конечно же эти данные не дадут стопроцентной гарантии того, что потенциальный контрагент действительно безгрешен.
Так что при заключении договора с новым партнером не лишним будет напрямую потребовать от него копии учредительных документов, свидетельства о регистрации, ИНН, лицензии, приказы, подтверждающие право подписи того или иного уполномоченного лица. Пункт об обязательном представлении данных бумаг можно включить даже в само соглашение. Идеальным будет наличие свежей выписки из ЕГРЮЛ, например, запрошенной электронно или даже оригинала из ИФНС, а также проверка нахождения фирмы по юридическому адресу. Последнее легко реализовать, послав по имеющимся данным, запрос в виде почтового отправления с уведомлением о вручении или проверив лично. Кроме того, при подписании любого соглашения по поставку товара, оказание работ или услуг, заказчик должен отдавать себе отчет, насколько возможности исполнителя соответствуют прописанным в договоре обязательствам. Проще говоря, достаточно ли у организации-партнера квалифицированных кадров, производственных мощностей, технологического оборудования для того, чтобы заключаемая сделка, во-первых, в действительности состоялась, во-вторых, была квалифицирована, как состоятельная.
Наличие подтверждающих вышеуказанные аспекты документов судьи признают достаточным доказательством того, что, заключая контракт, фирма проявила должную осмотрительность и не может быть привлечена к ответственности за неправомерное уменьшение налоговой базы ввиду обнаружившейся недобросовестности партнера. Примеры тому – постановления Президиума ВАС РФ от 20 апреля 2010 года № 18162/09 и ФАС Московской области от 24 августа 2009 года № КА-А40/7853-09. И напротив, отсутствие подобного документального подтверждения осторожности в отношении нового контрагента склонит судей на сторону налоговых инспекторов (постановление ФАС Поволжского округа от 25 января 2010 года № А55-9448/2009, ФАС Западно-Сибирского округа 20 марта 2013 года № А27-13517/2012).
Еще один способ проверки добросовестности партнера предложили в самом Минфине. Так, в письме от 04 июня 2012 года № 03-02-07/1-134 специалисты ведомства повествуют о возможности запросить в ИФНС по месту нахождения контрагента информацию об исполнении последним его налоговых обязанностей или о нарушении им законодательства о налогах и сборах. Причем в письме особо подчеркивается, что инспекция не может отказать в предоставлении такой информации, поскольку последняя не является налоговой тайной. Наличие же ответа от ИФНС поможет уберечь вас от сделки с фирмой-однодневкой, а также от связанных с этим налоговых последствий.